unclejosef (unclejosef) wrote,
unclejosef
unclejosef

Турция. 2014. Стамбул. Монастырь Хора.


Есть две причины посетить этот музей и посмотреть мозаики: фрески создавались в последний период существования Византии, когда большинство мозаик в Великой Софии более ранние; в период создания этих мозаик Русь активно перенимала византийский опыт в искусстве оформления храмов.

Последний период развития искусства в Византии иногда называют эпохой Палеологовского возрождения. Палеологи это последняя и самая долговечная из династий правившей в Византии. Их правление началось в 1261 году, после изгнания крестоносцев из Константинополя, и длилось до завоевания Константинополя Турками в 1453 году. При этой династии и были созданы те фрески, которые можно наблюдать в Монастыре Хора. В Палеологовский период уже сформированные ранее строгие каноны христианского искусства изображения святых и росписи храмов несколько смягчились, за счет отката к эллинским традициям, из-за чего стали более выразительными.

Монастырь Хора (Монастырь на Поле, за городом) был основан был основан еще в 4-ом веке, тогда не было еще городских стен. К слову сказать, значение эпитета "Хора" был забыт к 11 веку и его ошибочно использовали как эпитет к Богоматери и Христу, о чем свидетельствуют надписи в храме. Из-за землетрясений монастырь неоднократно перестраивался. К 11-ому веку постройки монастыря находились в плачевном состоянии и был воздвигнута новая одноапсидная и одноглавая церковь. В 14 веке Федор Метохит реконструирует храм, пристраивает один неф и два нартекса, из-за чего храм становится шестиглавым. На его деньги производится роспись храма. Как пишет Лихачева, Митохит был ктитором монастыря, а перед своей смертью стал монахом.


После завоевания Константинополя церковь стала мечетью Кахрие-джами. Фрески просто замазали штукатуркой и пристроили минарет. Восстановлены мозаики и фрески были только в 1949 году, когда мечеть стала музеем.



Вход в музей. Мы попали на реставрацию.



Интерьеры храма.



Мадонна с младенцем.



---



---



---



---



Роспись свода. В центре Христос-Пантократор.



---



Детали интерьера.



---



---



---



В прошлом посте о стенах Константинополя я коснулся особенностей каменной кладки в Византии. Стена была построена так, что большие каменные блоки в ней перемежаются слоями тонких камней, плинф. Здесь вида еще одна особенность - слой камней или кирпичей в кладке тоньше слоя раствора. Получается монолитное соборостроение - раствор армируется кирпичом.



Улочки Стамбула.



В сквере перед собором.



Фресок и архитектурных памятников 12-14 вв на Руси сохранилось мало. В моем журнале я писал о Мирожском монастыре в Пскове, где есть фрески 12-ого века, Георгиевском соборе в Юрьев-польском (там фресок не сохранилось). Те, кто знает немного истории, то помнит, что самый старый храм (15-ый век) в Москве находится в Андрониковом монастыре на ручье Золотой Рог, и история этого места тесно связана с Константинополем.




По Турции:

Каппадокия:

Стамбул.
Tags: Стамбул, Турция, Фото
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments