unclejosef (unclejosef) wrote,
unclejosef
unclejosef

Россия. 2016. Санкт-Петербург. Иоанновский равелин.


В одном из углов Иоанновского равелина расположился небольшой музей космонавтики и ракетной техники имени В. П. Глушко. В этих стенах в 30-ые годы 20-ого века располагались испытательные стенды Газодинамической лаборатории (ГДЛ), основанной Тихомировым Н. И. в 1921 году в Москве, а с 1927 года переведенной в Ленинград. Главным направлением деятельности лаборатории являлись разработки реактивных ускорителей и ракетных снарядов на бездымном порохе. Вторым направлением была разработка жидкостных реактивных двигателей.

На заглавном снимке, перед входом в равелин выставлен спускаемый космический аппарат спутника проекта "Комета". Он же Янтарь.Спутник предназначен для обзорного наблюдения и картографирования. Является дальнейшим развития спутников Зенит.


Вход в музей.



В СССР первоначально появились реактивные ускорители для самолетов. Еще в 40-ых. Они применялись как при старте, так и при ускорении во время полета.  Развтием идей реактивных ускорителей стали твердотопливные ракеты. Наиболее известные из них - гвардейские минометы "Катюша". Менее известные, хотя и появившиеся раньше, неуправляемые реактивные снаряды для авиации ("воздух-земля" и "воздух-воздух"), которые активно использовались авиацией на протяжении всего периода второй мировой войны.

Реактивный снаряд РС-82. Использовался в авиации.



Лаборатории.



---



---



Стенд для работы с электрическими ракетными двигателями. В них рабочее тело  ускоряется под действием электричества. В ленинградский период дальше экспериментов с ними дело не пошло. Периодически проводятся эксперименты с этими двигателями и их применением и сейчас. Тяга у этих двигателей маленькая, но зато они могут работать долго, особенно при использовании в качестве источника тока ядерного реактора.



Небольшому во время 30-ых годов направление жидкостных двигателей было суждена большая судьба. Руководил жидкостным  направлением В. П. Глушко, который длительное время в СССР был самым авторитетным специалистом по реактивным двигателям. В Ленинграде проводились исследования по различным вариантам топлива как на низко, так и высококипящих компонентах. Примером низкокипящего топлива является керосин и жидкий кислород, Высококепящие -диметилгидразин и тетраоксид азота.

В 1933 году, когда на базе ГДЛ и московской Группы Изучения Ракетного Движения (ГИРД), был создан Рактивный институт (РНИИ), сейчас это исследовательский центр имени Келдыша. В результате этого объединения создается группа талантливых инженеров, ученых и организаторов стараниями которых в 60-70-ых годах будут создан первый спутник и запущен первый космонавт. Однако путь к такой огромной победе не был прямым. В годы Большого террора часть ведущих инженеров института были арестованы, часть расстреляны. Известные сейчас всему миру Глушко и Королев попали в лагеря.

К их счастью стараниями А. Н. Туполева перед войной их перевели в Одни из ведущих разработчиков РНИИ Глушко и Королев стараниями Туполева не погибли в лагерях, куда их стараниями НКВД посади, а перед войной попали в "Шарашку".

После войны их спешно освободили и отправили изучать наработки немецких ракетчиков в Германию. Изучать там было чего. На то момент в СССР не умели делать двигатели тягой больше одной тонны, тогда как немецкие могли в форсированном режиме выдавать тягу до 30 тонн. Полученные материалы помогли создать советские ракеты, которыми мы до сих пор гордимся.


ГИРД-09. Первая советская ракета на гибридном топливе (жидкий бензин и жидкий кислород). Справа двигатель ракеты - РД-09.



Ракетный двигатель РД-2 в разрезе. Применялся как ускоритель в самолетах.



Ракетные двигатели РД 107 (слева) и РД 108 (справа). Визуально отличаются количеством рулевых камер (у первого их 2, у второго их 4). Использовались на  межконтинентальной ракете Р-7, который после модификаций известен всем как ракета-носитель "Союз".  Топливо - керосин и жидкий кислород.



Как межконтинентальная ракет Р-7 была неудачна - длительность подготовки к запуску, сложность маскировки стартовой площадки, невозможность хранения в заправленном состоянии (из-за сжиженного кислорода), но ракета стояла на вооружении с 1960 по 1968 гг. Сейчас в военных ракетах применяется твердотопливные реактивные двигатели или двигатели на высококипящих компонентах. Последнее топливо высокотоксично, зато позволяет долго хранить ракету в заправленном состоянии. Наиболее экологично и, по энергетическим показателем, выгодно применение пары кислород-водород, но до 90-ых СССР из-за взрывоопасности работать с ними не хотели.


РД-301. Двигатель на редком топливе: жидкий фтор - жидкий аммиак. По эффективности сравним с двигателем кислород-водород. В полетах не применялся из-за опасности применения фтора.



Лунный глобус, экспонат зала рассказывающего о Луноходах и программе исследования Луны. Для доставки Луноходов на луну нельзя было использовать носители "Союз", не хватает мощности. Для этого начали использовать ракету УР-500 (Протон) конструкции Челомея. Так же как и "Союз" у "Протона" военное прошлое. Ракета создавалась как межконтинентальная баллистическая ракета для доставки ядерного заряда в несколько десятков мегатонн. На ракете использовались двигатели Глушко на высококипящих компонентах.
В качестве альтернативы "Протону" Королев предлагал ракету Н-1, но не захотел использовать двигатели Глушко на высококипящих компонентах. Из-за этого отказа между Глушко и Королевым произошел разрыв. Кстати, проект ракеты Н-1 так и не был завершен. Все четыре пуска были неудачными. Королев этого уже не увидел, основные работы над ракетой велись уже после его смерти в 1966 году. Подробнее об этом и многих других проектах лучше прочитать в мемуарах у инженера-конструктора Б. Е. Чертока "Ракеты и Люди".



После того, как стало понятно, что советская лунная программа провалилась было принято решение исследовать Луну с помощью автоматических аппаратов. Один из вариантов - управляемый дистанционно самоходный аппарат - Луноход. Всего их должно было быть три, но до Луны долетело два. На фото шасси лунохода.



Пульт оператора остронаправленной антенны. У "Лунохода" был дефицит мощности и чтобы сэкономить энергию на борту для передачи сигнала использовали остронаправленную антенну. При движении "Лунохода" необходимо было отслеживать ее направление на Землю.



Пульт фиксации хода машины. Всего для управления использовалось три пульта. Управление Луноходом осуществлялось из НИП-10 (пос. Школьное под Симферополем)



Спускаемый аппарат спутников космической разведки Янтарь -2К и Янтарь-4К.



Входной люк "советского шатла", многоразового космического корабля  "Буран".

Tags: Музей, Россия, Санкт-Петербург, Техника
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment