unclejosef (unclejosef) wrote,
unclejosef
unclejosef

Россия. 2016. ББК.


После разгона НЭПа и ссоры со всем миром у молодого государства "рабочих и крестьян" встала задача обеспечения растущей экономики сырьем. А на севере не менее остро стояла задача охраны границ. Некоторые, не признавшие СССР, страны позволяли даже ловить рыбу в территориальных водах Союза в районе Мурманска. Перебросить флот из Балтики вокруг Скандинавии не представлялось возможным из-за небольшой дальности хода кораблей.

Было решено прорыть канал между Белым морем и Балтийским. Решение не новое - первые проекты канала появились при Петре Первом, но из-за высокой стоимости были отвергнуты. Строительство должно было вестись в тяжелых условиях в регионах с низкой плотностью населения и коротким строительным периодом. После революции появилась возможность снизить затраты - использование труда заключенных. В 1931 появились первые эскизные проекты, окончательный утвердили в 1932 году. В ноябре 1931 на базе Соловецкого ИТЛ ОГПУ был создан БелБалтЛаг (Беломоро-Балтийский исправительно-трудовой лагерь) с центром в поселке Медвежьегорск. Заключенные каналоормейцы производили все работы по сооружению канала и освоению прилегающей территории. В различное время в лагере находилось от 58 до 107 тыс. человек, всего в строительстве было занято около 250 тыс. человек. Это была первая стройка в СССР практически целиком выполненная заключенными. Механизация стройки была крайне слабая, условия жизни тяжелые. За период стройки (1931-1933 гг) по официальной статистике на строительстве канала умерло 12,3 тыс. человек, из них 10тыс чел. (около 355 заключенных, содержащихся в 1933 году) умерло в 1933 году, во времяавральных работ перед сдачей канала и голода в СССР.

Вариантов прохождения Беломоро-Балтийского канала (ББК) было 2- восточный (реализованный) и западный. Различались они высотой водораздельного бьефа (у западного выше) и обеспеченностью водой (восточный требовал дополнительного питания). Восточный вариант был дешевле в реализации, по этому проекту и посторили.

Официально строительство канала началось в 1931 году и завершилось в июле 1933 года. Ходят слухи, что Сталин был недоволен работой, мол слишком мелкий и узкий(глубина после пуска составила 3 метра, ширина 14,3 м), но свои функции канал выполнял - позволяя перевозить грузы и проводить военные корабли и подводные лодки на Северный флот.

Во время войны канал был частично разрушен. Финские войска наступали с северео-запада и не смогли форсировать эту водную преграду с 11 декабря 1941 года по 1944 год фарватер ББК был линией фронта между РККА и финскими войсками. После войны канал возобновил работу после восстановления в 1946 году. В послевоенное время канал несколько раз перестраивался: был заменена обделка шлюзов с дерева на бетон и увеличена глубина с 3 до 6 метров, канал электрофицировали.

Общая длина канала 227 км (с подходными каналами), длина искусственных сооружений -или 37 или 41 км (по разным данным). Южный склон канала начинает от поселка Повенец, расположенного на берегу Онежского озера. На трассе канала 19 шлюзов, 7 из них расположено в так называемой Повенчанской лестнице(Южный склон канала). Водораздел канала расположен между 7 и 8 шлюзом.

Планируя маршрут мы намеревались пересечь ББК у второго шлюза (мостов через канал здесь нет, можно проехать по воротам шлюза) проехать вдоль южного склона до 7-ого шлюза, и по нему пересечь канал и вернуться к Повенцу по северному берегу. Как оказалось, шлюзы охраняются и подъехать близко, а тем более пересечь их нельзя, поэтому мы доехали до 6-ого шлюза, развернулись и встали на стоянку на южном берегу канала у 5-ого шлюза.


Вид на ворота второго шлюза.



Третий шлюз. Из 7 шлюзов повенчанской лестницы - 6 двойных в том числе и третий.



Дамба и дорога к третьему шлюзу.



Склон отстойного бассейна перед пятым шлюзом.




Вид на четвертый шлюз.




С обрыва открывается прекрасный вид. Здесь мы и встали на ночевку.



После развала СССР канал используется редко, но нам повезло, рано утром мы увидели шлюзование.



---



Судя по конфигурации и остаткам колючей проволоки, это оборонительные сооружения РККА времен Второй мировой войны.



Пятый шлюз утром.



Перед шестым шлюзом. Здесь в канал впадает речка Равда, которая питает канал.



Трасса А-119. Въезд в Повенец.



Камни, мхи и лишайники Карелии.



---



---



Похоже на отвалы породы, выбранной из лотка канала.



Лесные ягоды на берегу. С грибами нам в поездке не повезло, но брусника и черника в лесу попадались.



В кане.


Про Карелию.
Tags: Карелия, Россия, Техника, Фото
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments