unclejosef (unclejosef) wrote,
unclejosef
unclejosef

Литва. 2013. Тракай. Тракайский островной замок.



Тракайский озерный замок - самый известный и самый молодой из трех Тракайских замков. Возведение его было завершено в начале 15-ого века, во время правления Великого литовского князя Витовта. Относительно начала строительство есть две версии: по одной, на месте замка стояло романской замок-убежище еще в 14-ом веке; по другой, строительство началось в начале 15-ого века.

В те времена отношения Литвы с Тевтонским орденом были хорошие, и строительством руководил каменщик Радкике, который был прислан Великим магистром Тевтонского ордена.
Существует упоминание, что строящийся замок в 1377 году был сожжен крестоносцами, информация об этом сохранилась в немецких летописях, так же имеются остатки сажи на самых ранних рядах каменной кладки здания.


Классический вид замка.
Это самый большой из сохранившихся средневековых замков в Литве и один из самых сохранившихся замков на воде в Европе.



Вид на озеро Бернардину (Лука). Справа видна башня полуостровного замка. В центре видны крыши заброшенной базы "Жальгириса". Мне очень цвет воды нравится, как в Плитвицких озерах, вода имеет бирюзовый оттенок.



Замок построен на трех островах, расстояние между которыми, в процессе строительства, было заполнено камнями и гравием. Из-за особенностей местности замок имеет своеобразный план. Предзамок отделен от основного замка сухим рвом. Из одной части в другой можно попасть по мосту. В центре основной части замка расположен княжий двор.
План замка.



Картина с изображением Каунасского замка.



Недостроенного Озерный замок.



Тракайского полуостровного замка.



Виликий князь литовский Витаутас (Витовт). Памятник на Караимском острове.



Чтобы попасть в замок надо пройти по деревянным мосткам через Караимский остров. Замок любят туристы, сфотографировать пустой мост не получилось.



Юго-западная башня.



Двор предзамка. Слева - казармы, в которых сейчас располагается музей.



Юго-восточная башня.



Сухой ров между предзамком и основным замком. Замок был очень хорошо защищен. В начале 15-ого нем насчитывалось 10-15 пушек, что было очень много для того времени (обычное число 8-10).



Ворота в основной замок.



Фонарик в донжоне.



Двор-колодец в княжеском дворце.



Вид на донжон.



Интерьеры.



---



---



Клады.



---



Зал приемов.



Караимы. Немногочисленная тюркская народность проживающая в Украине, России и Литве.



---



---



Экспозиция в бывших казармах. Что-то из этого было в коллекции Лентварского замка.



---



---



---



Колокольчики.



Резьба по кости.



Слоники.



---



---



---



---



---



---



Вид на замок со стороны стороны усадьбы Ужутракис из предыдущего поста.



С 1411 года, после Грюнвальдской битвы, замок утрачивает свое оборонительное значение, а в конце 16-ого века Тракай теряет и политическое значение. Некоторое время замок еще используется как тюрьма, но затем его забрасывают и он начинает разрушаться.
Первые попытки реставрации предпринимают в 19-ом веке, а постоянный уход замок получает после 1925 года.

Добавлю немного информации из книги Г. Вернадского "Россия в средние века", его версия дополняет статью из Вики.

Караимизм — это иудейское вероисповедание, во многих отношениях отличающееся от раввинского иудаизма. Караимы не признают авторитет Талмуда. В наши дни караимов очень мало, и их вероисповедание умирает. Однако в более отдаленные времена караимизм представлял собой мощное религиозное течение, и период с VIII по XII века был временем широкого идеологического и территориального распространения караимизма. Это учение было достаточно жизнеспособным еще в XV и XVI веках.
Литовская ветвь караимов с исторической точки зрения представляет собой осколок более ранней экспансии караимского прозелитизма среди тюркских народов в Центральной Азии и Южно Руси, особенно среди хазар и, позднее, половцев. Новообращенные в караимизм принимали в качестве их основного религиозного языка древнееврейский, но в быту говорили на своем родном тюркском. Хотя иногда в религиозных ритуалах тюркский использовался наряду с древнееврейским. Разговорный язык литовских караимов близок к половецкому (куманскому) диалекту.
Обычно предполагается, что караимы пришли в Литву и Южной Руси в конце XIV века — то есть, в тот же период, что татары. Однако существуют свидетельства, что некоторые караимские переселенцы обосновались в русских областях великого княжества значительно раньше, до литовской экспансии. Вероятно, они пришли из Крыма и с Северного Кавказа.
Поскольку караимизм — разновидность иудаизма, и религиозным языком караимов был древнееврейский, в документах Великого княжества Литовского не проводилось различия между раввинскими евреями и караимами. Это делает изучение истории караимов того периода особенно трудным, поскольку во многих случаях неясно, кого в каждом конкретном случае подразумевают под «евреями». Довольно большое количество исследователей вследствие этого вообще упустили караимов из поля своего зрения. Мы не обнаруживаем упоминаний о них в работах о великом княжестве таких выдающихся историков, как М.К. Любарский, М. Грушевский и С. Кутжеба. Литовское правительство, однако, имело ясное представление о некоторых отличительных чертах караимов, в том числе об их воинской доблести, и старалось использовать этих тюрков по крови и речи в качестве ратников:
В конце XIV века многих караимов поселили в крепостях, расположенных цепочкой вдоль северной и северо-западной границы между Литвой и рыцарями Ливонского ордена для защиты литовской границы от немцев. 416 Караимам была доверена и защита въезда на мост, соединявший крепость Трокай (расположенную на острове посреди озера) с берегом.
Следует заметить, что караимы единственные из нехристиан в великом княжестве пользовались всеми выгодами Магдебургского права. Однако они не смешивались с христианской общиной Трокая, а были организованы в отдельную общину. Трокайским караимам было дано право избирать войта, должность которого подтверждалась великим князем и который был подчинен великому князю. Войт действовал как судья в тяжбах между караимами живущими в Трокае и теми, кто жил в других городах великого княжества, например, близ Львова. В тяжбе между караимом и христианином вопрос рассматривался объединенным судом войта и трокайского воеводы. Караимы получали половину дохода, поступавшего от муниципальных учреждений. Как и христианские горожане в муниципалитетах, подчиненных Магдебургскому праву, караимы были освобождены от целого ряда налогов и обязанностей.
Помимо Трокая, караимские поселения существовали в Гродно, Луцке, Смоленске, Стародубе, Житомире, Киеве и ряде других городов великого княжества. В XVI и XVII веках караимы оказали литовскому и польскому правительству неоценимую помощь в войнах с крымскими татарами и оттоманскими турками. Тяжелые потери, которые они несли в боевых сражениях, должно быть, серьезно воспрепятствовали увеличению числа литовских караимов. Шведский историк Густав Перингер, который изучал караимов в 1690 г., отмечал, что их численность мала, потому что у них заведено уходить на войну в очень раннем возрасте.
В своем «Трактате о двух сарматиях» (1517 г.) польский писатель Мацей из Мехова (Матвей Меховский) говорит, что на Руси (т.е. в Западной Руси) евреи (он имеет в виду караимов) «не являются ростовщиками, как евреи в христианских (т.е. римско-католических) землях, но ремесленниками, земледельцами и оптовыми купцами, которым часто дается откуп на собирание таможенных пошлин и государственных налогов». Некоторые караимы служили в администрации великого княжества. Они принимали активное участие в восточной торговле, а некоторые из них имели деловые отношения с Варшавой, Данцигом (Гданьском), Ригой и Смоленском.
Несмотря на военную службу караимов и их большую пользу для литовского государства, указ о выселении 1495 г. касался их в той же степени, что и раввинских евреев. Обычно предполагается что большинство караимов отправились в Крым и возвратились в Литву в 1503 г. Однако в финансовом докладе о положении дел в великокняжеском замке в Трокае за 1498-1502 гг. упоминает ряд чиновников, привратников, мушкетеров и «казаков» с типична караимскими именами. Это говорит о том, что на многих караимов указ о выселении не распространился.

Вокруг Тракая:



О Литве:
Tags: Литва, Тракай, Фото
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments